Как дважды два

Все начинается с понимания очевидного: «Мастерами кунг-фу не рождаются. Мастерами кунг-фу становятся». В том числе, и когда речь идет о прокачке математического «кунг-фу» дошкольника. При этом ребенок не просто осваивает счет и правила арифметики – он учится думать самостоятельно. И хорошо бы устроить так, чтобы процесс доставлял удовольствие. Сложно? Но можно!

Для начала важно представлять реальные возможности и потребности юного математика. Пока он или она еще не умеют полноценно обобщать и делать выводы. Двухлетке по силам пересчитать предложенные предметы:

– Один, два, три, четыре, пять.

А вот соотнести их с цифрами – это за пределами возможностей. Для ребенка знак 5 никак не соотносится с теми предметами, которые вы вместе считаете. Есть, разумеется, дети, которые способны на это уже в два – два с половиной. Но это скорее исключение.

Большинство детей двух лет не смогут ответить и на кажущийся нам совсем простым вопрос: «А сколько всего предметов?». Ведь здесь требуется обобщить информацию, построить абстрактный логический «мост» и сделать вывод. По словам специалистов, в основном лишь в три с половиной – четыре года ребенок готов к началу осмысленного, а не механического обучения математике. Тогда детям уже вполне по силам складывать и вычитать в уме числа в пределах пяти. Не стоит торопить события. А вот простое пуговичное пособие можно использовать даже и с полутора лет. Нашиваете на красивый лоскут размером 20х20 см 20 плоских пуговиц разного размера, цвета, формы и фактуры. Лоскут укрепляете на плотной основе (картон, фанера и т.д.) Яркой шерстяной нитью захватываете несколько пуговиц. Задача ребенка: посчитать сколько пуговиц попало внутрь, в границы, обозначенные ниткой или шнуром. А можно заодно научить малыша различать, какую фигуру образовала нить: ромб, квадрат или треугольник.

Подсказка:
Отличное подспорье, чтобы освоить некоторые необходимые понятия (выше-ниже, короче-длиннее и т.д.), научиться соотносить их и решать простые задачи в пределах первого десятка – книга «Приключения Кубарика и Томатика или веселая математика» (часть 1). Это увлекательная сказка с мощным подтекстом, составленная таким образом, что все необходимые на первых порах категории усваиваются как бы «сами собой». Читаете с ребенком по главе в день и вместе со смешными и симпатичными героями постигаете начала математики.

Зеленее, чем длиннее

Идем дальше. Для детей дошкольного возраста совершенно нормально считать, что любое математическое действие верно только в данный момент и только с этими предметами. Например, если два банана есть у Маши и два у Гриши, то вместе бананов будет четыре. А с грушами – не факт! «Ты что, мам, не понимаешь, это ж совсем другое дело!» Объем и соотношение размеров предметов ребенок до четырех лет тоже представляет не совсем правильно. Предположим, на столе лежат восемь пуговиц и параллельно с ними – ряд из восьми монет. Дети пересчитывают все эти предметы и убеждаются, что пуговиц и монет по восемь. Теперь раздвигаем ряд монет так, чтобы он стал длиннее. Дети отвечают, что монет стало больше. И это несмотря на то, что они много раз пересчитывают и всякий раз убеждаются, что монет ровно восемь!

Первым такие особенности развития дошкольников заметил и описал французский психолог Жан Пиаже. Их так и называют в его честь «феномены Пиаже». К 6-7 годам картина мира меняется, но не сама по себе, а в результате опыта, который приобретает ребенок.

Откуда берется «экспириенс»? Попробуем разобраться. Пожалуй, самое трудное состоит в том, что у детей в возрасте от двух до пяти еще нет представления о многих понятиях и категориях, необходимых для математических и логических операций. И формировать их «запас» приходится одновременно с обучением счету и простейшим арифметическим действиям. Как? Убеждать до поры бесполезно – так называемый «закон сохранения количества» будет с легкостью освоен только лет в шесть. Но ставить задачу и постоянно напоминать о том, что такой «парадокс» существует, все-таки стоит. Ведь мы помним, что кроме собственно обучения основам арифметики, есть и более важная миссия – разбудить любознательность. Именно она и станет тем двигателем, запустив который, вы избавите себя от необходимости «заставлять» ребенка учиться. А та система образования, с которой чадо столкнется в ближайшие годы, – и, прежде всего, начальная школа – ориентирована скорее на внедрение в детские головы окончательно установленных истин, а вовсе не на то, чтобы ребенок хотел узнать больше. Соответственно, это остается задачей родителей. Решать ее можно по-разному. Занятия в детских развивающих центрах – хороший вариант. Особенно потому, что дитя сразу же привыкает к коллективным формам обучения. Но ведь именно вы, родители, для вашего ребенка – самые главные люди. Так не отказывайте себе в удовольствии первыми объяснить чаду «простые истины». Двигайтесь вперед пошагово, без давления и перегрузок. Избегайте оценочных характеристик, если ваш гений чего-то не понимает. И щедро, а главное, искренне хвалите за каждый маленький успех.

Проверенные несколькими поколениями полезные книжки:
Левинова Л., Сапгир К. «Приключения Кубарика и Томатика или веселая математика»;
Житомирский В., Шеврин Л. «Геометрия для малышей»;
Кордемский Б. «Математическая смекалка»;
Пиаже Ж. «Генезис числа у ребенка»;
Доман Г. «Гармоничное развитие ребенка».
Звонкин А. «Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников».

Принцип Буратино

Помните задачки, которые предлагала решить своим нерадивым ученикам Мальвина? Голубоволосая учительница, хотя и провалила с треском свой педагогический эксперимент, была кое в чем права. Задачи должны быть подсказаны окружающим миром. Яблоки, медвежата, пуговицы, мальчики и девочки – считать можно все. Но еще лучше делать это, как практиковал со своими многочисленными отпрысками детский писатель Григорий Остер (создатель мультквартета Слоненок, Попугай, Удав и Мартышка). У него есть забавный задачник, который дети читают и решают, не иначе, как давясь от хохота. Конечно, опус далеко не универсален и не лишен недостатков. Тем не менее, задачи, там представленные, легко тренируют простые навыки счета и… дивергентное мышление.

Еще лучше, если придумывать задачки вы будете вместе с детьми по ходу дела: гуляя, накрывая вместе на стол, посещая каток или зоопарк. Какая, скажите на милость, ребенку разница, сколько будет 4+20? И совсем другое дело – попробовать узнать, сколько человек (пусть приблизительно) живет на вашем этаже. Осмысленность задачи – еще не гарантия правильного ее решения, но зато мощный стимул для того, чтобы поразмышлять над ней!

Галина Чекурина, психолог детского центра «Остров сокровищ»:

Для детей 2-5 лет характерно развитие наглядно-образного, символического мышления. Основной вид деятельности в этом возрасте – игра. Играя, ребенок может запомнить достаточно трудный материал, что может не получиться вне игры.
Отечественный психолог Л.С. Выготский говорил о том, что личностный подход к в обучении детей должен объединять эмоциональные процессы и интеллект. Но сегодня наблюдается отрыв воспитания от обучения. Детский сад превращается в школу. Родители более всего озабочены тем, как их ребенок подготовлен к школе. Подготовка же к школе сводится к элементарной грамотности: умению читать, считать, писать.
Эмоциональная же жизнь ребенка, как правило, вынесена за рамки педагогического процесса как в детском саду, так и в школе, События, взволновавшие ребенка и оставившие след в его душе чаще всего остаются его личным делом и не получают должного внимания со стороны взрослых.

Как сформировать образы чисел от 1 до 5

1. Игра «Волшебный коврик». Нам понадобится коврик, похожий на клетки для игры «в классики»: от одного до десяти. В каждой клетке должны удобно и свободно размещаться обе стопы ребенка. Такая игра на редкость наглядно показывает, как меняются числа с прибавлением или вычитанием единицы.

Ребенок прыгает с клетки на клетку с «лукошком» и достает из него и кладет на каждую клетку по одной ягодке (или грибочку), проговаривая:

– Одна ягодка, прибавляем 1, получится 2 ягодки. Две ягодки, прибавляем 1, получится 3 ягодки. Три ягодки, прибавляем 1, получится 4 ягодки…

Затем в обратную сторону, при каждом прыжке собирая по одной ягодке:

– Пять ягодок, вычитаем 1, останется 4 ягодки. Четыре ягодки, вычитаем 1, останется 3 ягодки…

«Волшебство» в том, что сначала ребенок не понимает, что он уже умеет прибавлять и вычитать единицу, он только привыкает к этим понятиям, но в процессе эта осознанность к нему приходит.



2. Игра «Угадай, что я спрятал». Кроме картонных домиков понадобятся 10 одинаковых по виду и размеру, но разных по цвету мелких предметов-магнитов. Они помогут научиться узнавать, сколько предметов размещено в одном домике, даже не пересчитывая, и запомнить каким цифрам соответствует данное количество предметов.

Игра может быть примерно такой:

Посмотри, у меня два домика. В каждом живут эти цветные шарики. Сколько красных шариков живет в первом домике, и сколько желтых шариков во втором? Правильно, 3 красных и 4 желтых. Теперь на домик наползла тучка. Сколько шариков спряталось под тучкой? Верно, тучка закрыла домик с тремя шариками. Теперь найди в коробке цифры 3 и 4 и поставь тройку рядом с домиком, в котором живут три шарика, а четверку рядом с домиком, в котором живут 4 шарика.



3. Запоминаем, как выглядят числа от одного до пяти. Для этого используем пластмассовые цифры-магниты разных цветов и 5 картонных домиков/машинок/корабликов/космических ракет (укрепить их на доску можно с помощью двухстороннего скотча). Готовы? Тогда учимся считать до пяти и привыкаем к правильной раскладке чисел по порядку.

Обучающий:

– Это домики. В них живут цифры. Это один, это два и т.д.

Сначала вы делаете это сами. Затем предлагаете то же проделать ребенку.


Консультант статьи:

Галина Чекурина, психолог детского центра «Остров сокровищ»


Простая жизнь, №39, апрель, 2014


Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.