Береги платье снову, а честь смолоду

Как у всякого нового, к чему отношение еще не сформировалось, у ювенальной юстиции есть и свои сторонники, и противники. Попытаемся, не бросаясь в крайности, разобраться, что же это – панацея от всех бед или вселенское зло.

Pro et contra

Защищать интересы детей – исключительно урбанистическая выдумка. Потому что в сельской местности дети – это дополнительные руки и ноги, которые с момента их минимального окрепления используют по назначению, а именно – отнести что-то куда-либо или сбегать и что-то передать. Ну, а дальше – скотину накормить, землю вскопать, грядки прополоть, дрова нарубить, молока надоить… да мало ли дел в деревне.
То ли дело в городе! Ребенок по большей части предоставлен сам себе и кругом его окружают различные опасности – мнимые и реальные. Какие из них страшнее неизвестно, но защищать считается лучше оптом, от всех.
В итоге система разрабатывает сложный перечень этих опасностей и начинает защищать ребенка, что называется, напропалую. И тут мы оказываемся лицом к лицу с обратной стороной этой, не особо, в общем и целом, блестящей, медали. Когда ребенку, что называется, слова не скажи. Не смей поднять на него голос (ничего, что чадо в это время находится в невменяемом состоянии и поносит свет и окружающих его людей последними словами), не смей сделать ему замечание (это же попрание прав и свободы выражения личности). К чему это может привести – неизвестно, и крайние противники этой системы утверждают, что процесс воспитания может резко застопориться: «так и на своих родителей, что ли, дети будут подавать в суд за то, что они их-де неправомерно воспитывают».

Ювенальная юстиция (лат. juvenalis – юношеский; лат. justitia – правосудие) – правовая основа западной модели системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними.

Каждый, право, имеет право

Соответственно, истина лежит где-то между этими двумя крайностями. Позитивный опыт применения ювенально-юстициального подхода показывает насколько серьезно очищается сознание подростков от разных шлаков типа «глупого героизма», поступков «на слабо» и прочей ерунды, сурово осложняющей жизнь и самим детям и особенно их родителям. Разного рода экскурсии даже просто в суд довольно сильно воздействуют на психику ребенка, и ему как-то уже не хочется в реале попасть сюда же. Так использование такого опыта в частности в Сахалинской области, дает существенное снижение подростковой преступности. Однако простое снижение карательности со стороны судов по отношению к подросткам реально совершившим преступления не дает благотворного эффекта. И это надо понимать четко всем благодушно настроенным к совершившим преступление подросткам.
Скорее к ювенальной юстиции надо подходить как к профилактической мере, нежели лечебной. Именно предупреждение запуска криминогенных процессов в сознании подростка и является главной целью этой этого направления.

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Между тем, надо четко понимать, что любая идея, опускаясь на землю и далее попадая в область практики, претерпевает серьезные видоизменения. И в итоге превращается в оружие системы. Какой системы, спросите вы и ваш вопрос останется без ответа. Потому что человеческой логики в действиях любой системы обычно нет. Набор правил, которые ловко можно подстроить под любое нужное действие. Русская родовая традиция, которая и так уже изрядно забыта и задвинута на периферию общественного сознания, получает еще одно испытание. Когда ответственность за воспитание детей полностью лежала на семье, когда устои передавались из поколения в поколение четко и полновесно, формируя поведение и характер человека.
Повесть о трагедии Тараса Бульбы, по большому счету, пример сложного, но верного родового отношения между родителем и ребенком. Скорее всего, радетели ювенальной системы объявили бы Тараса извергом и лишили бы его родительских прав. Согласитесь, это с точки зрения традиционного воспитания как минимум смешно, потому что никто не имеет права вмешиваться в дела семьи без а) просьбы и б) согласия на то членов семьи. Ювенальной же системе все эти кажущиеся незыблемыми базовые ценности всего лишь условности, которые можно легко попрать. И все это прикрывается заботой о той же самой семье. Логика изуверская. Результатом этого может стать тысячи разрушенных семей и изуродованных судеб и еще большая разобщенность общества, когда не останется в нем даже кровных связей. Так тихо взорвется еще одна мегабомба, направленная на наше уничтожение как меганацию.
Запуская в наш дом, вслед за долларом, ВТО, денежной системой ценностей, этот очередной  «лисичкин хвост ночевать», мы зачем-то снова испытываем себя, наше общество и наши устои на прочность, будто других забот не хватает.


Случай из жизни

Во дворе гуляют три мальчики лет 9-10. Громко обсуждают школу и директора. При этом последнего характеризуют в самых ненормативных выражениях. Рядом гуляет бабушка с двухлетним внуком. Услышав матерную речь, она подходит к мальчишкам и говорит: «Ну-ка прекратите материться, а то я вам языки пооткручиваяю». На что получает ответ: «Тетя, вы не имеете право нам так говорить. Так сказал наш Президент. Вот мы с папой пойдем и заявление на вас напишем, что вы мне угрожали». Женщина замолчала и ушла из двора. И ведь напишут.

Простая жизнь, №24, сентябрь, 2012

Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.