Лечебная сказка

Сказочные истории, которые так любят все дети, оказывается, могут лечить. Они, конечно, не избавят от ангины или ветрянки, но с их помощью можно врачевать юную душу, в которой поселился страх, обида или сомнения. Сказкотерапия — это волшебный мостик, дающий родителям возможность перейти в эмоциональный мир своих детей и протянуть им руку помощи.

«В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса» или «В одном далеком лесу жил храбрый заяц» или... Впрочем, вариантов для начала волшебной истории существует великое множество. Сказки, словно ценнейшие витамины, укрепляют духовное здоровье подрастающего поколения, помогают правильно развиваться личности ребенка и знакомят его со сложной системой отношений между людьми.
Во всем мире миллионы родителей рассказывают своим детям сказку на ночь. Этот ежевечерний ритуал примиряет детей и родителей, успокаивает нервную систему обоих сторон, нейтрализует все негативные переживания, полученные за день. Его нельзя отменить в наказание за непослушание или заменить мультфильмом, ведь в сон ребенок должен погружаться из родительских объятий, а не из пут сетевой игры.
Сказка — это накопленная  многими поколениями людей информация, которая детским языком поднимает глубокие философские проблемы. Зачем нужен этот особый язык, когда можно просто и ясно объяснить, что такое хорошо и что такое плохо? Дело в том, что дети в своем роде гости во взрослом мире, и они видят его совершенно иначе, чем мы. Искренне стараясь понять нас, маленькие инопланетяне копируют наше поведение, привычки, манеры. Только этого совсем недостаточно.
Совсем иное — мир фантазий и волшебства. Вот здесь-то дети чувствуют себя как рыбы в воде. С помощью воображаемых героев, мест и событий они анализируют реальность, а потом с легкостью используют эту информацию в своей обыденной жизни.
Мы, взрослые, начисто забываем этот детский фантастический язык, не можем найти подходящих слов, чтобы подсказать ребенку выход из сложной ситуации, и малыш остается один на один со своими проблемами.

Научный подход

Психологи внимательно изучили влияние сказки на детское сознание и стали использовать ее метафорические ресурсы в своей работе. Сказкотерапия получила широкое развитие и была призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение.

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются.
1. Трудности в общении
В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.
2. Внутренние переживания
Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»
3. Страхи самого разного происхождения
Родителям важно знать, чего боится их ребенок и, главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.
4. Возрастные трудности
В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Где взять подходящую сказку?

Если родители четко понимают, что без помощи волшебной истории им не обойтись, то они могут:
придумать сказку вместе с ребенком;
выбрать уже существующую историю из многочисленных народных или авторских сказок, а затем ее подробно разобрать с ребенком, правильно расставляя акценты;
позволить ребенку придумать сказку, а потом ее проанализировать самостоятельно или показать специалисту.

Основные правила сказкотерапии

Своевременность
Поучительную сказку следует рассказывать спустя некоторое время после произошедших событий, которые вызвали проблему. Психика ребенка должна успокоиться, только при этом условии он сможет легче понять и переосмыслить ситуацию.
Кратковременность
Сама сказка должна длиться не дольше 15 минут. Иначе ребенку трудно удерживать внимание и понять историю целиком.
Абстрактность
Не ограничивайте фантазию ребенка конкретными местами и временными рамками. Лучше начинать рассказ так: «В одном царстве-государстве жили-были».
Уравновешенность
Негативные и позитивные слова должны находиться в равновесии. Не стоит слишком сильно сгущать краски и драматизировать события, и в то же время бессмысленно описывать все чересчур радужно. Если в истории появляются такие понятия как «зло», «ненависть», «обида», «боль», «страх», то должны быть и «добро», «радость», «забота», «победа», «смелость».
Целенаправленность
Не следует в одной истории объединять несколько проблем. Так невозможно достигнуть цели, поскольку будет трудно уловить несколько смыслов одновременно.
Личностная ориентированность
Если сказка направлена на анализ чего-то негативного, то главный герой не должен носить имя ребенка, как и остальных героев не следует называть по именам участников реальных событий. Если же целью сказки является ориентирование ребенка на положительные поступки, то главного героя могут звать так же, как и вашего малыша.
Регулярность
Сеансы сказкотерапии должны проходить регулярно, тогда ребенок научится анализировать события, себя, окружающих. Кроме того, он будет знать, что взрослые всегда помогут ему разобраться в проблеме, потому что они его любят и понимают.


Иногда сказка может носить диагностический характер, чтобы выявить отношение ребенка к каким-то событиям или его состояние в связи со сложившейся ситуацией. К примеру, можно проверить его отношение к разводу родителей, используя следующую сказку:
«На дереве сидели три птички: папа, мама и маленький птенчик. Внезапно подул сильный ветер, и гнездо упало на землю. Птичка-мама взлетела и села на одну ветку, а птичка папа — на другую. Что делать птенчику?»
Если ребенок скажет, что птенец тоже взлетит и сядет на какую-то ветку, полетит к маме, потому что она добрая, или к папе, потому что он сильный, то поводов для беспокойства нет. Если же малыш ответит, что птенец умрет с голода, о нем все забудут и он погибнет в одиночества, значит, ему нужна помощь с принятием ситуации.

Простая жизнь, №27, декабрь, 2012

Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.