Пропадали пропадом мы во дворах…

«Казаки-разбойники», «Прятки», «Выжигала», «Испорченный телефон», «Классики», «Резинка», «Дочки-матери», «Войнушка»… Детство, двор и игра – понятия неразделимые. Что дают они маленькому человечку, и чем может грозить «ненаигранность» в детстве?

Арсенал дворовых игр нынешних детей сильно сократился в сравнении с предыдущими поколениями. Да и времени на это «несерьезное» занятие сейчас выделяется гораздо меньше. Причины ясны. Во-первых, это огромное количество всевозможных дополнительных обучающих занятий из-за очевидно увеличившейся учебной нагрузки в школе, и порой маниакального желания родителей научить свое чадо сразу всему и с пеленок. Во-вторых, это страх родителей за своих детей, и поэтому – запреты на свободные прогулки по двору и игры без внешнего контроля. В-третьих, и дворов-то почти не осталось – одни гаражи и машины во дворах, где ребенку нет места. В-четвертых, это общеизвестные пожиратели времени – компьютер и Интернет.

Без игры и не туды, и не сюды

Ответ на вопрос, зачем ребенку дворовые игры, прост. Двор – это площадка, где приобретается бесценный опыт межличностного общения. Но в игре ребенок не просто учится общаться. Через собственный личный опыт он познает мир. Маленький человек начинает ощущать его принципы и закономерности, осознает свое место в нем и, что очень важно, свои возможности. Именно так! Игра помогает ребенку почувствовать себя не просто частью мира, а тем, кто может творчески преобразовывать его.

В игре ребенок узнает законы и правила, учится дружбе и ответственности, осваивает различные социальные роли. Он начинает сравнивать себя, свои успехи, умения с другими детьми. Так у ребенка появляется самостоятельная сознательная оценка своих возможностей и действий.

И, поверьте, ребенок отлично понимает, что в игре все «понарошку». Но это не мешает ему играть всерьез, по-настоящему выражая себя, испытывая взаправдашние эмоции и чувства, приобретая вполне реальные навыки.

Игры всякие важны

Во всех уголках мира дети играют в «Дочки-матери», «Больницу», «Школу», «Магазин», «Войну». Очевидно, что такие сюжетно-ролевые игры помогают ребенку освоить основные социальные роли, нормы и стереотипы поведения, действующие в социуме. В таких играх маленькие модели большой жизни воспринимаются и отрабатываются легко и естественно.

Но игра – это не только моделирование реальности. Это может быть наблюдение или эксперимент. Наблюдение – это поиск ответа на вопрос: «Что происходит?» Например, детей просто завораживает движение шариков по наклонным плоскостям, они готовы запускать их вновь и вновь. Эксперимент –

это познание: «Что произойдет, если...». Самый простой пример – это разборка игрушек и ломание сооружений.

И еще ни одна детская компания не обошлась без подвижных игр. Чего они только не развивают: координацию, силу, ловкость, скорость реакции и движений. Но кроме того, они учат мобилизовываться: быстро думать и действовать, использовать свои сильные стороны для компенсации слабых.

Галина Чекурина, психолог детского центра «Остров сокровищ»:
После трех лет ребенок все больше обращает внимание на сверстников. Главное открытие этого возраста – идея ПАРТНЕРСТВА. В играх, волей-неволей, он начинает подчинятся психологическим законам групповой жизни, соглашаясь с ограничениями свободы действий из-за правил игры.
Детская дворовая компания обычно объединяет детей с разницей в 2-3 года. Это создает необходимую разность психических потенциалов, стимулирующих всех участников. Маленькие ценят свое участие в игре со старшими, а старшие получают возможность удовлетворить свое желание власти и пережить чувство значимости. И каждый ощущает себя более сильным.
Так маленькое «Я» ребенка обретает себе более мощное социальное тело в виде группы сверстников, образующей что-то вроде «коллективного Я», когда появляется «Мы».

Как стать взрослым

В играх, как и в жизни, важно следовать определенным, заранее оговоренным, правилам: «Играем так, как договорились». Это формирует у ребенка социальность, как понимание наличия договоренностей и необходимости их соблюдать.

Но, как и в реальности, в играх, несмотря на наличие правил, соблюдается принцип доброй воли. Ребенок сам решает следовать определенным правилам, и уже в их рамках выражает себя, что-то исследует и придумывает. Такая произвольность поведения является средним между спонтанным: «Я так хочу, и все!», и полным подчинением правилам: «Так надо!».

Еще один, возможно, самый важный момент – это формирование через игру способности осознавать ситуацию в целом, видеть себя с точки зрения другого. Примером такой игры являются самые обычные прятки.

Ненаигравшейся в детстве человек вырастает инфантильным. Он либо спонтанен, руководствуясь только своими желаниями, либо действует из-под палки под чутким руководством тех, кто выше. Такие люди не понимают, откуда берутся правила и зачем, и не осознают ситуацию ни целиком, ни в динамике.

Игра – это обязательный этап формирования зрелой взрослой личности. Через игру ребенок не только изучает взрослый мир, он учится быть взрослым по-настоящему.


Научить и отойти

Раньше, и самим играм, и правилам участия в них младшие дети во дворе учились у более старших. Сейчас, когда эти традиции, во многом, нарушены, научить детей играм могут только взрослые. Казалось бы, что тут сложного? Но, есть ряд нюансов.

Прежде всего, детей не нужно учить играть, это они умеют превосходно. Взрослому нужно просто показать им саму игру. По большому счету, его участие сводится к трем пунктам:

1. научить правилам,

2. стать арбитром по правилам,

3. отойти в сторону.

Важно напомнить детям о существовании правил справедливых решений и необходимости их применения. Это самые обычные считалки и принцип очереди.

Играть в какие-нибудь салки, догоняшки или прятки взрослому, скорее всего, станет скучно очень быстро, а дети могут самозабвенно бегать едва ли не часами. Но, тем не менее, выбор игры должен оставаться за детьми.

Ребятишкам можно показать, как использовать возможности двора для разных сюжетно-ролевых игр и, даже, их прокачать. Например, построить штаб для мальчишек постарше, а для малышей начертить дорожную сеть. При участии в подобных играх взрослому очень важно не забыться и не начать играть всерьез, как правило, командуя и перетягивая одеяло на себя. Его роль состоит в том, чтобы научить играть и только. Дальше дети справятся сами.


Благодарим за помощь в подготовке статьи Антониду Лукину, кандидата наук, профессора, заведующую кафедры общей и социальной педагогики СФУ



Консультант статьи:

Галина Чекурина, психолог детского центра «Остров сокровищ»

Простая жизнь, №40, май, 2014


Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.