Диагностика «киндерсюрпризов»

Моцарт в три года дал первый концерт. Ампер в пять читал все энциклопедии подряд, а Гайдан сочинял музыку. Конечно, вундеркинды – явление исключительное.

Моцарт в три года дал первый концерт. Ампер в пять читал все энциклопедии подряд, а Гайдан сочинял музыку. Конечно, вундеркинды – явление исключительное. Но ведь свои дарования есть у всех. Как их выявить, не переусердствовав?

Порой родители стремятся обнаружить таланты своих детей чуть не с пеленок. И стараясь воспитать вундеркинда, лишают дошкольника нормальных, соответствующих возрасту, радостей первых лет жизни. Но случается и наоборот: занятые, много работающие взрослые не акцентируют внимание на первых «всплесках» творческой, физической и интеллектуальной активности. «Нарисовал картинку? Умница!»  – положим на полку, повесим на стенку и на этом все. Ловко взобрался куда-нибудь? А вот за это и вовсе могут отругать. Между тем, именно с таких простых вещей начинаются «киндерсюрпризы».  И чем раньше мы попробуем создать условия для благоприятного проявления имеющихся от природы задатков, тем больше возможностей откроется перед ребенком.

По понятиям

А что такое, собственно, задатки? Это тоже самое, что склонности, или нет? И чем они отличаются от способностей? Педагоги уверяют, что задатки – «генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые являются природными предпосылками развития способностей». Склонности – иное.  Этим понятием обозначают самые первые признаки зарождающихся способностей, которые проявляются в той или иной деятельности. Один ребенок, к примеру, часами увлеченно сидит в углу и рассматривает книжку с динозаврами. Другой, едва научившись говорить, рифмует слова. Третий, заслышав подходящий ритм, начинает ловко копировать взрослых танцоров. А может быть наш вариант — это два в одном?

Как бы там ни было, те или иные способности проявляются у ребенка в результате развития его задатков.  Вопрос, откуда куда расти?

От двух до пяти

Специалисты констатируют, что не более чем у 10% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в возрасте до пяти лет. И все же свои склонности есть у каждого. Данные исследований подтверждают, что раньше других дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные.

Какие вообще бывают способности? Существуют различные классификации. Предлагаем заглянуть в «Карту способностей». Небольшая памятка для внимательных родителей на следующей странице.

Самый очевидный  способ их выявления – обычное наблюдение. Причем, в динамике. А еще лучше в хронологии. Здесь все средства хороши: ведите обычный дневник, создайте фотоальбом с подробными комментариями, видеотеку или «уютную жежешечку». Такая летопись – бесценный материал для анализа и лучший подарок ребенку, когда он подрастет, и проблемы собственной идентичности станут важнее прочих.

Как рано можно выявить какие-либо склонности? Все вариативно, но есть опыт поколений родителей. Как показывает практика, если у ребенка абсолютный слух, это можно заметить с полутора-двух лет. Такие дети различают мелодии, которые слышат, и точно их интонируют, воспроизводят.

Чувство ритма? Есть простая, но очень полезная игра в «волка и семерых козлят». Игроков должно быть трое и больше. «Мама-коза» придумывает условный стук и уходит по своим делам. «Волк» стучит, воспроизводя его точно или намеренно ошибаясь. А «козлята» ему верят или не верят. Если «козлята» ошиблись, «волк» врывается в дом, и начинается динамичная часть — все визжат и барахтаются. Испытано многими.

Теперь о рисунках и прочих поделках. Есть смысл найти время в конце недели, чтобы подробно обсудить рожденные за это время творческие работы. Послушать, что расскажет сам ребенок о том, что удалось, что не удалось и почему. И сохранить «избранное». Эта часть летописи помогает отследить, как меняется уровень владения основными навыками, как развивается моторика.

Уникальный материл для исследований дают игры. Во что или в кого он или она играет? Какие при этом монологи или диалоги возникают? Внимательный взгляд на процесс, а еще лучше – участие в нем, может дать ответы на многие вопросы.

Таким образом, просто наблюдая и сопоставляя, родители могут составить общее представление о возможностях своих детей.

Еще один важный момент – не отбить интерес на старте. Измазал краской стол, пол, себя, словом, все, что смог? Налепил в пылу творчества пластилин на холодильник? Пролила клей на колготки? Приятного, конечно, мало. Но все же посмейтесь над этим и вместе все уберите или постирайте. И не надо обидных сравнений и тем более наказаний.


Тест-драйв

Как еще помочь ребенку найти точки роста? Существует множество методик, помогающих сделать определенный «срез» развития склонностей на данный момент. При всем многообразии, выделяются два основных подхода. Первый основан на системе единой оценки, когда используется один тест, по которому и определяется уровень общего интеллектуального развития на время его прохождения. Второй основан на комплексном применении нескольких систем. Он может быть реализован как целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком в течение длительного времени, мониторинг. Это достаточно эффективно применяется сегодня в продвинутых детских садах и центрах. Хорошие результаты дают проективные методики. Суть их в том, чтобы разыгрывая по ролям сказочные сюжеты или предложенные ситуации, создать наиболее естественные условия для раскрытия разных граней личного потенциала. И проанализировать.

Словом, тесты — это интересно и полезно. Но не будем забывать, что результаты любой диагностики не гарантируют грядущих достижений. Это только вероятность.


Одобрять и ободрять

Есть такое выражение: «детская непосредственность». Мы почти забыли, что оно, на самом деле, о том, что ребенок живет и мыслит вне многих стереотипов. Как часто, высказывая те или иные оценочные суждения, мы лишаем своих детей этого преимущества. Иногда так происходит, когда  сравнение их со сверстниками, старшими сестрами и братьями оказывается нерадующим. В одних случаях это – полезный инструмент, а в других… может привести к ошибочным выводам, комплексам и иным печальным последствиям, исправлять, которые будет сложно. Зато абсолютно всем детям на пользу, если взрослые их будут вовремя одобрять (когда есть за что) и ободрять (пока реально хвалить еще не за что).



Карта способностей


Сфера творческого мышления

Ребенок со способностями в этой сфере:

проявляет интерес ко множеству разных вещей одновременно;

часто делает все по-своему, не так как его учат; находит свой,  неожиданный способ решить поставленную задачу;

изобретателен в любой деятельности, в играх, в использовании материалов;

способен генерировать оригинальные идеи.


Интеллектуальная сфера

Ребенок со способностями в этой сфере:

обладает хорошей памятью;

любознателен (обычно это дети-почемучки);

наблюдателен (тонко подмечает детали);

знает намного больше, чем его сверстники;

рано начинает читать, считать;

умеет четко излагать свои мысли, рано проявляет чувство юмора.


Сфера общения и лидерства

Ребенок со способностями в этой сфере:

легко приспосабливается к новым ситуациям;

в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

другие дети часто выбирают его своим партнером, другом, спутником, спрашивают у него совета;

в любом детском коллективе верховодит в игре или в других занятиях;

с легкостью общается и со сверстниками, и со взрослыми.


Сфера двигательной активности

Ребенок со способностями в этой сфере:

проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

физически активен и вынослив;

прекрасно удерживает равновесие, обладает ловкостью в движениях;

демонстрирует высокий уровень развития основных двигательных навыков: бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы.



Комментарий специалиста:

Юлиана Павликова, директор
развивающего центра «Остров Сокровищ»:

«У ребенка должно быть детство в правильном понимании этого слова. Между тем, амбиции родителей зачастую зашкаливают и трудно не «сломаться» под таким напором. Есть, правда, исключения, когда высокая планка, которую ставят взрослые, создает необходимую мотивацию для их детей, тогда и получается искомый результат. Я считаю, что родители обязаны помочь найти то, что будет по душе их сыну или дочери, путем проб и ошибок, при этом постоянно поддерживая во всех начинаниях. Многие считают, что пока пробуешь, уйдет время. Я же уверена, что направлений для применения усилий по гармоничному развитию великое множество и с годами количество их только увеличивается».

Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.