Как победить заикание

По статистике заиканием страдают около 2 % населения Земли, большая часть из которых — дети. Заикание не только мешает общаться с окружающими, но и способно ...

По статистике заиканием страдают около 2 % населения Земли, большая часть из которых — дети. Заикание не только мешает общаться с окружающими, но и способно нанести ребенку тяжелую психологическую травму.

Причины заикания

Заикание — это нарушение плавности и ритма речи. Оно часто сопровождается логоневрозом — спазмами мышц лица.

Причина заикания практически всегда кроется в каком­то физическом недуге. Это может быть:

Такие нарушения могут стать почвой для заикания, и оно проявится при любом удобном случае. Например, после испуга, ночных кошмаров или от неблагоприятной ситуации в семье.

Но не во всех случаях затруднение речи может быть вызвано нарушениями в организме. Существует так называемое функциональное заикание. Это, например, заикание по подражанию, когда ребенок слышит речь заикающегося и повторяет ее.

Как распознать заикание?

Есть три рискованных периода в жизни ребенка, когда может начаться заикание.

  1. Период формирования фразовой речи в 2–5 лет, когда нервная система еще очень уязвима.
  2. Время стресса, вызванного знакомством со школой и ее нагрузками в 7–8 лет.
  3. Пубертатный период — промежуток с 13 до 16 лет, во время которого детский организм переходит в фазу взросления.

В эти периоды нужно обращать особое внимание на речь ребенка. Повторение первых слогов или слов во фразе, произношение перед словами гласных а, и — поводы для беспокойств. Маленький ребенок, например, может вдруг замолчать во время разговора. Это может продлиться от двух часов до двух дней, а начав говорить, ребенок уже будет заикаться.

Кто поможет?

Заикание — одна из самых сложных проблем, поэтому его лечением занимается не один специалист. Как правило, работает группа врачей: невролог, логопед и психолог.

С точки зрения неврологии, важно выявить причину заикания на физическом уровне. Если проблем с физиологией нет, то с заиканием справится один логопед. Но если причина недуга кроется в физических нарушениях, потребуется медикаментозное лечение.

Сегодня врачи­неврологи применяют успокаивающие травяные ванны и настои. Они эффективны, так как основная задача при таком недуге — снять напряжение нервной системы. Используются также дыхательные гимнастики. Но подбирать лечение ребенку можно только индивидуально.

С точки зрения логопедии, важно исправить саму речь. Главная задача логопеда — ритмизация речи. Это, например, проговаривание слов или фраз под музыку, пение песенок. Распространенный метод — логопедическая ритмика. Это синхронизация речи с движениями, причем как общей моторики, так и мелкой. Используются речевые высказывания, чтение стихотворений. Материал для ребенка обязательно предлагается посильный, в соответствии с его возрастом и возможностями. Для детей до 8–10 лет лечение проводится в основном через игру.

Психолог поможет ребенку справиться с тем, что он отличается от своих сверстников. Не секрет, что дети особенно жестоки и нетерпимы к тем, кто чем­то не похож на них. Заикающийся ребенок может стать объектом для насмешек в своем коллективе или даже изгоем. Часто педагоги и воспитатели пытаются «помочь», заставляя ребенка выступать публично и много говорить. Все эти стрессы будут только усиливать заикание, поэтому психолог в процессе лечения необходим.

Не у всех недуг протекает одинаково. Насчитывают три вида возможного заикания:

Внутреннее заикание — проблема нечастая. Оно не влияет на плавность речи. Человек при этом недуге использует много слов-паразитов, чтобы успеть собраться для выражения главной мысли и произнести ее правильно. Такой вид заикания можно выявить у ребенка только ближе к школьному возрасту.

Заикание может проходить спонтанно, ведь с возрастом нервная система укрепляется, и недуг отступает. Но если во время болезни вести себя неправильно, заостряя на ней внимание, заикание укрепится и помочь сможет только лечение.

Консультанты статьи:

Наталья Бедерева, врач-невролог центра «Институт развития человека».

Светлана Трифонова, учитель-логопед II квалификационной категории МБДОУ 321.

Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.