Серьезные вопросы про чудо

Что такое чудо? Стоит ли верить в чудеса и поддерживать эту веру в детях? Мы спросили людей разных профессий, что они думают по этому поводу.

Сергий Мясоутов,
священник, руководитель Социального отдела Красноярской епархии


С точки зрения христианства чудо – это такое воздействие Бога на природу или человека, которое ставит нас перед несомненным фактом Божественного присутствия. Чудеса бывают внешние (исцеление или спасение) и внутренние (духовно-нравственное перерождение человека). Подлинное чудо, или чудо от Бога, всегда сопряжено с духовно-нравственным изменением человека. Цель сотворенных чудес заключается не в «фуроре», не для того, чтобы «ошеломить толпу», а чтобы засвидетельствовать любовь Бога к Своему творению – человеку.

Согласно преподобному Иоанну Римлянину, первой причиной исцелений бывает благодать, производящая чудеса и даруемая избранным и праведным. Вторая причина – назидание Церкви, или вера тех, кто просит об исцелении. В этом случае сила исцелений исходит иногда и от недостойных, и от грешников. Удивительные события могут исходить и от человека одержимого и ведомого злой волей, преданного явным порокам. Он может даже почитаться в качестве святого. Но, творимое им, не есть подлинное чудо, поскольку твориться не во имя Бога и без духовных плодов.

Даже очевидные сверхъестественные факты сами по себе не подтверждают святости тех, через кого они совершаются. Истинные чудеса происходят редко, и свершаются через тех, кто являет пример святой жизни, а вот лжечудеса частенько происходят с теми, кто ищет чудес или же считает себя достойными их.


Людмила Ефимова,
руководитель молодежного народного театра «Шлагбаум», СФУ


Я точно считаю, что нужно. Во-первых, это необходимо для пробуждения творческой энергии ребенка, воображения, которые невозможны без области Волшебного и Чудесного. Во-вторых, для детей мир изначально полон чудес. Чудесным образом появляются игрушки, солнце, лампочка очень волшебно загорается. А еще раньше: глаза закрыл – мир исчез, открыл – ку-ку! Появился!.. Разве не Чудо?

Я читала историю про поэтессу Агнию Барто. Она с мужем решила воспитывать свою дочь Таню в «естественно-научном» мировоззрении. Ребенку не рассказывались сказки, никаких «зайка плачет и говорит, что ему грустно». Только научные объяснения и ответы на все детские вопросы. И вот однажды… любящая «научная» мама заглянула в комнату, где играла дочка. И очень удивилась, увидев, что ребенок придумал себе сказочных персонажей с крылышками, которые обладают волшебными свойствами и умеют исполнять желания и …. фантазии ребенка не было границ. Из глубины души девочки возникали чудесные образы. Получается, что сказочный чудесный мир необходим детям как воздух.

Дети живут в такой «дуальной» действительности. От взрослых они усваивают рациональное представление о мире, но в глубине их души этот мир сказочный, таинственный и волнующе реальный. Хорошо бы и взрослым иметь такую веру в чудесность мира. Тогда легче будет творить и иметь «незамыленный» взгляд на действительность.


Семен Ермаков,
кандидат философских наук, доцент Института педагогики, психологии и социологии СФУ


Человек так или иначе описывает мир. И начиная с доисторических времен, он различает мир видимый – и невидимый. Мир вещей и событий и мир нематериальных (невидимых, духовных, моральных) сущностей. Идей, как назвал этот мир древний мудрец Платон.

На чувстве этой разницы строится философия, религия, нравственность. И любая практика.

Объясню на примере. В жизни встречаются разные линии. В том числе неровные, косые, извилистые. Но вот откуда-то берется идея идти по прямой. Откуда? Люди умеют прокладывать прямые линии, придумали, как строить прямые стены. И даже умеют замечать, что где-то криво построили. А умели бы, если бы у нас не было идеи прямой?

Умение видеть идеи, само по себе, чудо.А еще большее чудо, когда умеешь делать по идее. И когда видишь сделанное.

О любой вещи, сделанной по идее, мы говорим – это чудесно.

Верить в чудеса стоит. Именно потому, что в жизни всегда хватает всего кривого, недоделанного, неправильного. Если не верить, что можно выпрямить, доделать, исправить – все так и останется.

Есть чудо Льюиса Кэрролла, как возможность взрослого ума, рождающего идеи. А есть чудо Ханса Кристиана Андерсена – как способность прорыва сквозь мир вещей. Выше всех сказок Андерсена я ставлю «Гадкого утенка». Чудо превращения несостоявшегося утенка в лебедя заложено в природе любого человека – по самой идее человека, как возможности.

Простая жизнь, №37, декабрь, 2013

Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.