Здравствуй, особый ребенок!

С приходом весны начинается период активных прогулок малышей, а значит пришло время интенсивного детского общения. Но как быть, если рядом гуляет ребенок с особенностями в развитии или с ограниченными физическими возможностями?

Все согласятся, что стоит помнить о том, что все мы разные, и внешне, и внутренне. И живя в обществе, ребенок рано или поздно столкнется со всем этим разнообразием на детской площадке, в детском саду, в школе, в любом другом общественном месте. То, как он будет относиться к другим людям с различными физическими нарушениями, как он будет чувствовать себя в их обществе, во многом зависит от взрослых.

Как правило, если дети видят что-то непривычное во внешности другого человека, у них это вызывает удивление и интерес. И очень важно какие объяснения и ответы на вопросы даст взрослый, какое отношение он продемонстрирует ребенку.

Детьми с особенностями развития называют тех, у кого есть физические нарушения, кто не может сам двигаться и играть, детей с поведенческими нарушениями, с синдромом Дауна, ДЦП и аутизмом.

Для детей проблемы нет

В Красноярском центре лечебной педагогики, на групповых занятиях, как правило, присутствуют дети с разными возможностями. Это и дети обычно развивающиеся, и дети с синдромом Дауна, ДЦП, и дети с аутистическими проявлениями. И если вначале возникают с кем-то сложности, то именно с родителями из-за переживания тревоги и непонимания, как себя вести. Дети же просто играют, общаются и, наблюдая друг за другом, чему-то взаимно учатся. Они очень непосредственно ведут себя в этом мире и легко воспринимают особенности других. Если дети не чувствуют опасность, не видят настороженность и неприязнь в реакциях взрослых, то они достаточно просто принимают в свою игру любого ребенка и начинают с ним общаться.

Желание отстраниться и обойти стороной, какие-либо насмешки, скорее всего, возникают в связи с отсутствием информации о людях с особенностями развития, как, своего рода, защитная реакция на непонятное. Преодолеть это можно двумя путями: через распространение информации о таких людях, и, что гораздо эффективней, через возможность общаться с ними.


Плохому не научат

Наверное, одним из самых распространенных опасений родителей является то, что их ребенок может научиться чему-то плохому и неприятному у ребенка с ограниченными возможностями в движении и со странным поведением, например, плевками, резкими движениями, своеобразной вербализацией. Действительно, детей привлекает все новое и необычное, и они могут повторять какие-то действия за другим ребенком. Но, как правило, если это не находит поддержки и эмоционального отклика со стороны их родителей, дети перестают демонстрировать такое поведение. Примерно через месяц, полтора они совсем перестают реагировать на какие-либо особенности в поведении другого ребенка. Самое главное, помнить, что основной авторитет и пример для подражания для ребенка – это его семья, и он всегда будет стараться соответствовать ценностям и поведению, принятым в его семье.


Найти контакт

Еще одним распространенным заблуждением является то, что двигательные нарушения сопровождаются задержкой умственного развития. Это далеко не так. Очень часто дети, имеющие серьезные двигательные ограничения, совершенно нормально развиваются в умственном плане. Их интересует тоже самое, что и всех детей, им нужны такие же игрушки и с определенного возраста необходима возможность общаться со сверстниками. Ведь у всех есть чувства и душевные переживания, всем хочется быть принятым обществом, иметь друзей и возможность проводить с ними время. И даже если ребенок не может присоединиться к игре, то ему очень важно наблюдать за сверстниками. К нему можно просто подойти, поговорить, принять его в игру, не требующую активных движений. Конечно, здесь необходима помощь от взрослых с обеих сторон, чтобы дети увидели способы взаимодействия. Но порой они справляются без нашей помощи и гораздо легче находят общий язык.


Важно для всех

Всем детям для развития необходимо иметь возможность наблюдать, выбирать и пробовать самостоятельно. Важно помнить, что любой ребенок, есть у него сложности или нет, в первую очередь именно ребенок, и что важно и полезно для всех детей, важно и полезно для ребенка с особыми потребностями. Живя в обществе и понимая, что все мы разные, и это нормально, ребенок будет становиться более доброжелательным, принимающим и чутким.


Автор статьи:

Ксения Шекова, психолог, РОО «Красноярский центр лечебной педагогики»

Простая жизнь, №41, июнь, 2014


Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.