Кем быть: самоопределение или выбор профессии?

Найти ответ на вопрос: «Кем быть?» ныне очень сложно. Это раньше мир был прозрачен, и человеку, практически, в лицах и фактах была представлена его будущая жизнь. Сейчас многое изменилось, но что-то решать по поводу профессии нужно. Так как помочь школьнику в профессиональном самоопределении?

Сейчас о том, как устроен мир, никто не говорит. Ни в вопросах самоопределения, ни в поисках себя единых рецептов нет, не говоря уже о профориентации.

Зато загружены ученики неимоверно: 8 уроков в день, домашние задания и бесконечные репетиторы. Спросите современных школьников: «Что ты сделал за этот год: запустил модель самолета, выполнил эксперимент, создал страницу сайта?» Вряд ли Вы услышите что-то конкретное. Скорей всего, ответом будет: «Ходил к репетитору, делал домашние задания, тесты решал». Это, конечно, и нужно, и важно, но за этими занятиями сложно получить какие-то представления о том, как выстраивать свой жизненный путь.

Скорая помощь

Все вменяемые папы и мамы спят и видят, чтобы их чадо смогло найти себя и достичь успеха в будущем. И готовы помочь ему в самоопределении. Дело это в современных реалиях нелегкое, но варианты есть. Суть их в том, что подростку дается возможность «понюхать» взрослой жизни, увидеть многообразие профессиональной деятельности, и даже в чем-то себя попробовать.

Самое простое, что может сделать любой родитель – это устроить ребенку экскурсию к себе на работу. Но не просто поглазеть, в потолок поплевать, а, взять его на деловую встречу или переговоры. Это неплохой способ получить представление о «взрослой» жизни и определенной сфере деятельности, увидеть, что и как делается в реальности.

Второй вариант – дополнительное образование. Например, существуют, хоть и в небольшом количестве, выездные школы. Посетив их, подросток может вполне убедиться, что мыслить нестандартно полезно, а деятельность может быть разнообразной. Помимо выездных школ, есть различные интересные курсы и секции, которые часто организовываются при ВУЗах.

Третий вариант – тьюторы. Их задача помочь ребенку определить свои познавательные интересы и предпочтения, понять, где и как это можно претворить в жизнь. Они показывают ребенку, как осознавать себя в жизни и выстраивать жизненную программу.

Согласитесь, далеко не каждый в шестнадцать лет может увидеть себя в будущем. Честно говоря, у многих эта проблема сохраняется и в возрасте «за тридцать». Чаще всего это происходит потому, что люди просто-напросто не знают, как это сделать. И именно поэтому консультирование имеет большое значение.

Типичные ошибки при выборе профессии:
  • ориентация на престижность
  • отсутствие достоверной информации о сфере деятельности
  • выбор профессии «за компанию»
  • подавление в себе способностей и интересов ради желания родителей

Егэ– программисты

Кто и как только не критикует единый государственный экзамен. Но, он, действительно, сильно путает карты. Прежде всего, тем, что провоцирует старшеклассников мыслить в режиме «главное поступить», естественно, на специальность попрестижней.

Происходит это примерно следующим образом. По каким-то основаниям, иногда самых невероятным, выстраивается личный рейтинг престижности специальностей и вузов. Затем человек прикидывает, какую занятость с репетиторами, и на какую сумму, он потянет. В представлениях как старшеклассников, так и их родителей, нужно загрузить себя по самое «не могу больше», сдать экзамены, натаскавшись на сдачу тестов, поступить в вуз, а о жизни можно подумать потом.

ЕГЭ сильно инфантилизирует старшеклассников. Избежать этого не так уж и сложно. Нужно регулярно беседовать с школьником о его видении будущего, делая этот разговор интересным и важным. Как? Друзья, вот вам педагогическая и родительская задача! А вы как думали? Это жизнь, детки!

Без иллюзий

Представим, что ребенок определился со своей деятельностью. Но это далеко не все.

В нашем бешеном, непредсказуемом мире профессии часто приобретают совершенно новый смысл, либо вовсе исчезают. Главное оружие в таких условиях –наличие качеств, способных помочь удержаться наплаву, если что-то пойдет не по плану, что, скорее всего, и случится.

Например, таковым является критическое мышление. А именно – понимание, что мир не задан и устроен не так, как мы себе представляем. Очень важно привить ребенку тягу к новому, понимание того, что необходимо не только размышлять, но и пробовать. Сама идея того, что человек не будет заниматься чем-то определенным всю свою жизнь, очень плодотворна, поскольку заставляет пробовать и искать.

Если ребенок с ранних лет научится добывать информацию в свое удовольствие, а не потому, что так «надо», если он будет уметь делать шаг за свои границы и не бояться реализовывать свои идеи, он всегда сможет с легкостью устоять на ногах, чем бы он ни занимался.



Баландин Олег Геннадьевич, заместитель директора по науке, руководитель (III) старшей ступени Красноярской университетской гимназии
«Универс» №1:  Закон об образовании ориентирует старшую школу на создание максимальных возможностей для индивидуализации образования, чтобы ученики могли выбрать предметы, на которых считают нужным сосредоточиться. Гимназия «Универс» №1 пришла к этой практике уже давно.Также обсуждается компетентностный подход. Согласно ему, школа должна готовить человека к жизни в быстро меняющемся мире, где специальность не присваивается раз и навсегда.Я считаю, что человеку нужны три универсальных умения: способность исследовать, принимать решения и вступать в коммуникацию. Это и делает его востребованным в разных областях и позволяет осваивать новые виды деятельности.Для этого есть разнообразные факультативные занятия. На них изучение идет даже не столько вглубь, сколько вширь. На интерес к таким курсам по выбору могут влиять родители. Кроме вопросов о делах в школе, можно и нужно говорить с старшеклассником про окружающий мир, про то, чего он хочет, какие цели поставил, что уже сделал.Умение думать не в границах одного задания, а в границах собственных умений, крайне важно. И умение думать про свое развитие – это главное качество успешного и школьника, и взрослого.



Аронов Александр Моисеевич,кандидат физико-математических наук, профессор:

Для меня факт самоопределения, когда у человека рождаются ответы на три типа вопросов: как устроен мир, кто такой я, и что я хочу или могу, что для этого нужно делать. Тут можно рассчитывать только на себя. Школа зачастую транслирует устаревшие сведения, вместо знаний вывешивается ширма, как в каморке папы Карло. Пока носом не проткнешь, будешь смотреть на суп в котелке, и думать, что это и есть истина. Хотя один вариант школьной помощи есть – различные кружки. Есть еще дополнительное образование, например, интенсивные выездные школы, где ученики могут посмотреть на что-то, чего они просто так не увидят, попробовать себя в разнообразных занятиях.

Мы мало доверяем детям, думая, что мы что-то понимаем в этом мире. В обязательном порядке толкаем их в вуз, не давая возможности самим совершать пробные действия.

Ни с какой профессией определяться в старшей школе не только не надо, но и невозможно. Это иллюзорная задача. Профессиональное самоопределение возможно только по окончании бакалавриата. Выбирать учебное заведение нужно твердо понимая, у кого и чему ты будешь учиться.


Выездные школы Красноярска:
Красноярская летняя школа – школа дополнительного образования на базе Красноярской университетской гимназии «Универс» №1
Интенсивная школа «Фабрика программирования» на базе «Независимой ассоциации дополнительного образования
Выездные медиа-школы от медиа-мастерской «Твори-гора»
Школа гуманитарного образования (ШГО) от АНО ДПО \"Открытое образование\"
Интенсивные школы от молодежной сибирсокй организации «Сибирский дом»


Простая жизнь, №40, май, 2014

Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.