Волшебная рифма

Мы читаем детям стихи, зачастую не понимая, какую роль они играют в развитии личности подрастающего человечка. Ребенку только месяц, а мама нараспев читает ему баллады Жуковского, ...

Мы читаем детям стихи, зачастую не понимая, какую роль они играют в развитии личности подрастающего человечка.

Ребенку только месяц, а мама нараспев читает ему баллады Жуковского, сказки Пушкина или нетленную «Одиссею» самого Гомера. Читает десять минут, пятнадцать, целый час. Малыш, конечно, не понимает ни единого слова, но мамин голос, облаченный в красивый ритмический рисунок, успокаивает его, и дитя спокойно сопит, глядя на щелочку света, проникающую через полузакрытые глазки.

Проходит год, и первые шаги сопровождаются стократным «идет бычок качается» или «мишка косолапый». Малыш больше не спит, он старательно топает ножкой и бьет себя по лбу в кульминационном моменте про шишку. А потом начинается «гуси­гуси, га­га­га» и тому подобное звукоподражание, а он все повторяет. Хрюкает, мяукает, мычит, тычет пальцем в нарисованную лягушку и квакает, а вы продолжаете «... и скачут лягушки за мной по пятам и просят меня: Прокати, капитан!»

Время летит незаметно. Тот, кто еще недавно только качался, как тот бычок, уже стоит под елкой и выдает что­то громкое и такое длинное, что у Дедушки Мороза не хватает терпения дослушать. Он без запинки исполняет на бис «Тараканище» и вводит публику в экстаз большим отрывком из «Сказки о царе Салтане». Время летит, и вы уже вместе с ним мурыжите «Анчара», он клянет «Евгения Онегина» и вдруг сам, без чужих просьб учит «Думу». А потом вы находите у него под подушкой томик Бродского. И здесь уже от вас ничего больше не зависит.

Сила искусства

Влияют ли стихи на развитие детского интеллекта, речи, кругозора, образного мышления? Однозначно — да. Во­первых, у стихов есть два важнейших качества — рифма и ритм, которые помогают воспринимать информацию и усваивать ее более полно и глубоко. Во­вторых, стихи чрезвычайно информативны.
Они знакомят ребенка с окружающим миром, учат буквам и счету, объясняют на примерах, «что такое хорошо, а что такое плохо». В­третьих, стихи развивают воображение, создают в сознании ребенка новые образы, помогают домысливать развитие ситуации и делать выводы.

Нужный возраст

Психологи выделяют три этапа развития детского мышления, согласно которым нужно подбирать стихи:

 Предметно­действенное мышление развивается у ребенка в дошкольном возрасте. Для таких малышей необходимы стихи с простыми и знакомыми образами: животные, игрушки, стихи про семью. Простые стихотворения не заставят ребенка скучать и помогут лучше узнать окружающий мир.

В дошкольном возрасте можно знакомить ребенка со стихами Агнии Барто и Корнея Чуковского. Кроме того, пришедшие из фольклора стишки и прибаутки, сохранившиеся в нашей культуре до сих пор и вобравшие в себя всю жизненную мудрость народа, отлично воспримутся детьми и поговорят с ними о вечных жизненных ценностях.

• Наглядно­образное мышление начинает развиваться у детей младшего школьного возраста. В это время можно начинать знакомить ребенка с более сложными поэтическими образами. Например, подойдут стихи о природе. Они также добавят в детскую речь и эмоциональность в выражении мыслей и добавят в лексикон новые образные выражения. В этом возрасте детей уже можно знакомить с классиками: Пушкин, Фет, Тютчев, Есенин. Однако нужно выбирать только их стихи о природе, подходящие для детей.

• Теоретическое мышление развивается у детей после10–12 лет.Это благодатное время для знакомства со сложными и глубокими стихами. Можно пробовать обсуждать с детьми поэзию, пытаться проектировать стихи на реальную жизнь.

Вспоминается огромное Лермонтовское «Бородино», заучивание которого помнят все, кто учился в школе. Обращение к историческим темам также подойдет для детей с развитым теоретическим мышлением.

Консультанты статьи:

Екатерина Алексеевна Арбатская, красноярская поэтесса

Елена Куконен, учитель русского языка и литературы

Олеся Романова, психолог клуба «Ойкумена» центра детского творчества № 2.

В первые месяцы жизни ребенок лучше воспринимает ритмизированную речь. Она формирует позитивное отношение к языку и подготавливает почву для формирования навыков говорения.

В возрасте от полугода до двух лет стихи воздействуют одновременно в двух направлениях. Во-первых, участвуют в процессе развития речи ребенка, поскольку рифмованные слова и фразы гораздо лучше запоминаются. Во-вторых, знакомят ребенка с окружающим миром.

В два-три года  зависимости от темпов развития ребенка) наступает время для начала запоминания стихов. Такие регулярные упражнения отлично тренируют память и способствуют дальнейшему развитию речи. И, конечно, важно не забывать читать ребенку сказки в стихах. Не забывайте, что ваша декламация должна быть выразительной и экспрессивной, ведь ваш малыш мыслит образами.

Начиная с четырех лет нужно выбирать поучительные стихи, которые учат нормам поведения в обществе и законам морали.

По мере взросленияребенка сложность стихов для заучивания должна возрастать. Но в тоже время помните, что нельзя навязывать ребенку стихи. Он должен сам выбирать, что ему нравится, а что — нет.

Следите за тем, какие стихи вашему ребенку предлагается учить в школе. Есть примеры, когда детям младшего школьного возраста предлагали выучить стихотворения Мандельштама, Бродского, Пастернака. Психологи считают, что слишком сложная для восприятия поэзия не только не даст положительных результатов, но и может навсегда отбить у ребенка охоту читать или учить стихи.

Автор стихов: Екатерина Алексеевна Арбатская, красноярская поэтесса, бабушка двухлетней Киры, для которой она придумывает эти замечательные рифмы.

Птичка лесная
Птичка лесная,
Тебя янезнаю,
Тебя я не знаю,
Зачем прилетела ты к дому?
Остренький носик,
Тоненький хвостик,
И песни поешь по-­другому.
В чаще дремучей,
На ветке колючей
Холодно маленьким ножкам.
Птичка, послушай,
Зернышек скушай,
Песенку спой под окошком.
Каждое утро
В кормушке уютной
Будет тебе угощенье 
Хлебные крошки,
Кашки немножко,
Сладкое даже печенье.
Птичка лесная,
Теперь тебя знаю!

Сорока

Скачет шустрая сорока
По кустам, по кустам,
Все заметит белобока
Тут и там, тут и там.
Вот оставил кто­то мячик —
Потерял, потерял,
Укатился мячик, значит,
Ускакал, ускакал.
И осколки чашки старой
Соберет, соберет,
Будет много или мало 
Унесет, унесет.
На окне колышет штору
Ветерок, ветерок,
Все утащит без разбору —
Прыг да скок, прыг да скок.
Со стола стащила ложку,
Захотела клюнуть кошку,
Опрокинула стакан,
Как мальчишка-­хулиган.
Раскачала люстру нашу,
Наступила лапой в кашу,
Вся квартира кувырком,
Раскричался целый дом:
 Кыш, нахальная сорока 
Из открытых слышно окон,
 Изловить ее и в клетку!
 Прицепить на лапу метку,
Чтобы видел весь народ,
Где разбойница живет!
Но клювастая плутовка
За окно вспорхнула ловко,
Разболтала воробьям
Как летала тут и там.
Радужный дождь
Дождь озорной и весенний
Теплые капли роняет,
Пальцами радуг усердно
Зонтики наши считает.
Первый — он мака краснее,
Оранжевый будет второй,
Третий — дыни желтее,
Четвертый зеленый такой.
Даже небес голубее
Пятый кружит невесом,
Речек сибирских синее
Блики лежат на шестом.
Сад фиолетовый ночью
Будет как зонтик седьмой.
Капли весенние, звонче
Бейте по всей мостовой!

Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.